Если
попытаться исследовать понятие мечта, обнаружив её в чисто научных
терминах, т.е. пришпилить бабочку булавкой, положить под микроскоп и
подвергнуть безжалостному исследованию механизм её хрупкой жизни, то
можно найти её подобие в терминах «цель», «желание», «смысл». Хотя,
психология наука мультипарадигмальная, т.е. к одному явлению существует
множество подходов и концепций, в данном случае всё зависит от
предпочтений самой личности: кому, что больше нравится. Психология,
таким образом, многомерна, как многомерна и сама жизнь. Рассмотрим «мечту» как цель человеческой жизни. Цель
жизни – определённый мысленный ориентир, к которому устремляются дела и
поступки человека. Содержание цели жизни меняется не только в
зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его
возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости – другие, в
старости – третьи. Смысл жизни – осознание человеком направленности
своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание
своих возможностей и стремление к их реализации. Смысл жизни не дан
человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни
каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех
времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими,
вечными истинами он включает нечто специфическое – чаяние людей каждой
конкретной эпохи. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: Прошлое (ретроспекция) Настоящее (актуализация) Будущее (проспекция) Реализация
смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий,
первостепенными из которых являются наличие демократических свобод,
гуманных целей и соответствующих им средств. К определению смысла жизни
существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной
концепции. Аскетизм. Жизнь – отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов. Гедонизм. Жизнь – значит наслаждение. Прагматизм. Цель жизни оправдывают любые средства ее достижения. Утилитаризм. Жить – значит извлекать из всего пользу. Эвдемонизм. Жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека. Этика долга. Жизнь – самопожертвование, альтруизм во имя служению идеалу. Смысл
жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный
осознанный выбор тех ценностей, которые ориентируют человека не на то,
чтобы иметь, а на то, чтобы быть. Другими словами, смысл жизни человека –
в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать,
делиться с другими, жертвовать собой. Однако цель имеет большей
частью глобальный смысл для конкретного человека, а может даже и для
человечества в целом. Если же примитивизировать понятие мечта и
притащить его за уши к какой-нибудь конкретной цели и её достижению,
протестировать генирализированную выборку респондентов, да ещё и
провести статистический анализ, методами математической статистики, то в
итоге можно получить достоверно и математически обоснованный ответ на
вопрос: почему мечты не сбываются? Пример тому из области исследования саморегуляции деятельности в достижении определённой цели. «Общие
закономерности саморегуляции достижения цели соотносимы с понятием
субъекта деятельности и сознания. А когда мы обращаемся к личности как
субъекту деятельности и сознания, необходимо развивать представления об
индивидуальных особенностях саморегуляции в их взаимосвязи с
личностно-характерологическими особенностями человека и различными
личностными структурами самосознания и бессознательного» (цит. по
Морсановой В.И.). В данном контексте, под осознанной саморегуляцией
деятельности понимается многоуровневый процесс по инициации, построению
психической активности и управлению ею для достижения осознанно
выдвинутых и субъектно-принятых целей деятельности [Моросанова, 1998].
Его реализацию осуществляет многоуровневая система регуляторных
процессов, основные из которых: - планирование целей;
- моделирование значимых условий их достижения;
- программирование конкретных действий;
- оценивание;
- корректирование их результатов.
Их
взаимодействие в процессе самоорганизации деятельности описывается
системно-функциональной моделью осознанной саморегуляции, разработанной и
раскрытой в работах основателя лаборатории психологии саморегуляции
Психологического института Российской академии образования О.А.
Конопкина [Конопкин, 1980]. В данном подходе были выявлены
индивидуальные различия как в общем уровне осознанной саморегуляции, так
и в развитии регуляторных процессов, реализующих различные компоненты
целостной системы саморегуляции. Показано, что развитие и индивидуальные
особенности саморегуляции во многом определяют продуктивные аспекты
деятельности человека, а также опосредствуют влияние личностных и
характерологических переменных на его поведение. Дифференциальный подход
к исследованию осознанной саморегуляции произвольной активности
человека доказал свою применимость и в отношении таких сложных научных
проблем, как проблема самосознания [Моросанова, Аронова, 2008] и
проблема принятия решений [Моросанова, Индина, 2007]. Так что,
постановка целей и их реализация сугубо индивидуальный процесс, который,
безусловно, поддаётся корректировке на различных этапах её реализации.
Изучив свои слабые места в отдельных звеньях достижения цели: планировании
целей, моделирование значимых условий их достижения, программировании
конкретных действий, оценивании, корректировке их результатов
можно получить ответ на вопрос почему же не все и не у всех мечты
сбываются, а ещё полезно при этом проанализировать биографии разных
исторических личностей, которые достигли своей мечты, совершив
невозможное по меркам их современников. Дерзайте! Удачи Вам и исполнения
мечт и желаний!
Источники: Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. Конопкин О.А.
Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения //
Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие
личности. М.: Наука, 1989. С. 158–172. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. Мороcанова В.И., Аронова Е.А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. 2008. N 1, T. 2. C. 14–22. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010.
http://www.b17.ru/article/pribitaya_mechta_/
Если Вам понравилась эта статья, нажмите, пожалуйста, "Мне нравится", прокомментируйте ее и обязательно поделитесь статьей со своими родными, близкими, друзьями и коллегами!
Источник: http://upsihologtandem.at.ua |