1. Потребность в защищенности.
Для
гармоничного развития ребенка необходимо ощущение безопасности,
защищенности, которое должны обеспечить родители. При неблагоприятной
атмосфере в семье (ссоры, взаимные оскорбления, пьянство, развод
родителей) ребенок чувствует себя в опасности, его среда нарушается, что
приводит к формированию страхов. При неудовлетворенности потребности в
защите, ребенок становится тревожным, начинает чего-либо бояться и т.д.
2. Потребность в любви.
Любовь
родителей различается по своей природе и воздействует на психику
ребенка по-разному. Материнская любовь безусловна, она не зависит ни от
каких внешних и внутренних причин. Любовь матери - это право на жизнь.
Отцовская любовь - любовь-гордость, она обусловлена достижениями ребенка
и тем самым помогает развиваться, это право на развитие.
3. Потребность в научении.
Родители
должны научить ребенка всему, что необходимо для его автономности, с
тем, чтобы к 16-ти годам ребенок был способен самостоятельно
удовлетворять все свои физические, бытовые потребности (приготовление
пищи, уход; за своими вещами, комнатой и т.д.), а также желательно дать
ребенку несколько простых ремесленных умений (что-либо делай, своими
руками).
4. Потребность быть своего возраста.
Удовлетворение
этой потребности выражается в соответствии предъявляемых к ребенку
требований его возрастным возможностям. Если требования завышены, у
ребенка понижается самооценка, формируется неуверенность в себе, что
является причиной неудач во взрослой жизни. Если требования занижены -
самооценка завышается и при столкновении с реалиями жизни, которые ее не
подтверждают, ребенок предпочитает уходить от выполнения любой
деятельности. Во взрослом возрасте это проявляется в поведении
"непризнанного гения", все достижения которого на словах, а на деле -
избегание работы и ответственности.
5. Потребность быть самим собой.
С
одной стороны, задача родительского воспитания - приучить ребенка к
требованиям общества, жизни в обществе, сформировать личность, то есть
набор социальных ролей, которые необходимо выполнять. Но в то же время
каждый человек рождается индивидуальностью и очень важно в
воспитательном процессе не потерять этой неповторимости внутренней
сущности каждого ребенка. Индивидуальность необходимо видеть, ценить и
уважать. Многие педагоги и родители совершают непоправимые ошибки,
сравнивая детей между собой (сравнивая несравнимое), вырабатывая
потребность быть лучше всех (что невозможно и ведет к постоянной
неудовлетворенности). А также, родители, которые сами не реализовались,
очень часто перекладывают свои ожидания от жизни на детей, перегружая их
долгом и ответственностью.
http://www.b17.ru/article/3289/