В последнее время с идеями самореализации и у нас в Стране, и на
Западе, связано развитие разнообразных гуманистических направлений
психотерапии. Понятие «Психическое здоровье индивида» широко
используется в гуманистическом направлении психологии, в рамках которого
была предложена новая концепция «позитивного психического здоровья». В
работах Д. Голдштайна, А. Маслоу, Д. Роджерса, В. Франкла и др. она
базируется на истинно человеческом жизнеосуществлении и
самоактуализации. Так, А. Маслоу, в своих последних работах «Психология
бытия» и «Дальние пределы человеческой психики» отмечает, что
патологические нарушения психического здоровья - неврозы и психозы, есть
следствие ошибочного, неверного развития личности. Психически
здоровые индивидуумы - это «люди зрелые, с высокой степенью
самоактуализации», которые имеют реальные жизненные достижения и которые
развили свои «личные возможности». По его мнению, показателями
психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее
потенций и стремление к гуманистическим ценностям - наличие и развитие
таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность,
интенциональности, альтруизм, креативность и самоактуализация. Близкие
идеи развиваются в логотерапии (С. И. Григорьев и др.). Гуманистические
теории самоактуализация личности создают новый подход к критериям
психологического здоровья. С этих позиций психологическое здоровье
обеспечивает возможность личного выбора и автономного развития,
стремление человека самоактуализироваться. К механизмам самореализации,
как составной психического здоровья, относятся: самопознание,
способность к принятию решений в направлении будущего, готовности к
изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и
эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за
сделанный выбор. Определение смысла понятия «самореализация» на
современном уровне, а также сопутствующих ей и затруднений ее факторов
дает в своих работах Коростылева Л.А. : • Самореализация
заключается: в само осуществлении себя как индивидуальности; в раскрытии
своих способностей, своего потенциала; в реализации своих потенциальных
возможностей; в претворении в жизнь идей, мечтаний, планов; в
осуществлении желаний, интересов; в удовлетворении потребностей; в
нахождении себе; в применении своих способностей. • Самореализация сопровождается: чувством удовлетворения результатом и процессом его достижения; удовольствием собой, сделанным; принятием жизни; состоянием гармонии с самим собой и окружающим миром; подъемом сил; интересом к жизни.
• Самореализации способствуют: страстное желание и внутренняя
потребность профессионального самоутверждения; осознание своих
возможностей, постановка целей, адекватное планирование деятельности;
аутентичность, стремление быть самим собой; уверенность в себе, вера в
свои силы; удовлетворенность от своей работы и признание окружающих,
способность понять свои чувства и осознать свои желания и идеалы;
целеустремленность; поиск новых возможностей, стремление познания и
удовлетворенность достигнутым; поиск скрытых резервов и наличие планов
на будущее. • Затруднение в самореализации возникают, если:
человек не нашел себя; неясна цель (в частности из-за преобладания
реакций приспособления); не хватает умения, плохо представляются пути
своей самореализации; нет соответствия между потребностями и
возможностями; имеющийся комплекс неполноценности; делается попытка
выполнения не своих планов; человек не задумывается о своем личностные
росте; реализуется, согласно родительскому жизненному сценарию, а не тем
целям, которых в действительности хотел бы достичь; потеряна связь с
жизнью; имеет место психологическая незрелость личности. •
Затруднение в самореализации сопровождаются: ощущением дискомфорта,
ощущением тяжести жизни; усилением самокритики, чувством
неудовлетворенности собой; чувством обиды, беспомощности, никчемности,
ненужности; ощущением пустоты и скуки; бессилием, тревожностью,
неспособностью принимать решения; агрессией, депрессией, чувством
ущербности; ощущением движения не в том направлении, пониманием
необходимости изменить представление о жизни, мире, себе; острой
потребностью увидеть новые возможности в своей жизни. • Преодолению
трудностей в самореализации способствуют: принятие самого себя; поиск
новых путей и желание достичь поставленных целей, способность собраться,
сконцентрироваться; сосредоточенность силы и духа; Прислушивание к
внутреннему голосу, который говорит о том, что нужно выбрать для
достижения целей и удовлетворения потребностей; восприятие трудностей
как временных, желание попробовать осуществить задуманное еще раз;
умение расслабиться, прислушаться к своим ощущениям и продолжать работу;
осознание того, что не нужно останавливаться на пол пути; постоянная
работа над собой. Из вышеизложенного видно, что причины
возникновения трудностей самореализации личности в значительной степени
кроются в отношении человека к самому себе и к окружающему миру. Результаты
психологических исследований показали, что к психологическим
затруднениям самореализаии следует отнести излишнюю пассивность,
озабоченность проблемами, отсутствие тенденции перехода в конструктивное
отношение к миру, которое проявляется в виде «зацикливания» на
внутренних переживаниях, борьбе с самим собой. Людям с такими
затруднениями свойственно устойчивое отрицательное отношение к
изменениям в окружающем мире, к коллегам и однокурсникам. Человек
самореализуется, т.е. реализует желания, стремления, намерения, систему
ценностных ориентации, с помощью своих психических реалий. Претворение в
жизнь собственных психологических особенностей, способностей и
интенций, проявление самого себя осуществляется через жизненный мир
личности и «техники» ее бытия. Для самореализации человек должен
преодолевать психологические барьеры, решать затруднения, возникающие на
его жизненном пути, в процессе жизни, а это значит, что он должен
превращать ситуации, складывающиеся, создавать новые или изменять
обстоятельства через личностную трансформацию целей, интенций, ожиданий и
притязаний, чтобы прийти к лучшей перспективе, в большей степени
раскрыть свой потенциал. Подобная концепция хода самореализации
основывается, прежде всего, на учете индивидуального опыта, включающего
кроме субъективного личного жизненного опыта - опосредованный опыт
других людей, который по-своему понимается и трактуется. Каждый
человек реализуется на своём уровне, начиная от
примитивно-исполнительского, для которого характерен внешне легкий и
внутренне простой (инфантильный) жизненный мир, соответствующий
переживаниям, эмоциям человека. Такая самореализация сводятся к
витальным, гедонистическим, непродуктивным средствам, не направленным на
самореализацию личности, которая, по сути, самореализацией не является.
Далее идёт индивидуально-исполнительский уровень самореализации,
которая соответствует внутренне простому и внешне сложному жизненному
миру человека, где удовлетворяются несколько отсроченные потребности,
преимущественно витального плана. Реалистичнисть переживаний состоит в
том, что, «каковы бы ни были трудности внешнего мира, субъект неуклонно
осуществляет деятельность, соответствующую его единственному мотиву,
никаких альтернатив (прекратить деятельность, продолжить ее или заняться
чем-нибудь другим) перед ним не встает». Следующий уровень - реализация
ролей и норм в социуме: осуществляется на фоне внутреннего сложного и
внешне легкого мира человека с помощью ценностных ориентиров. «Субъекту
достаточно осуществить выбор, принять решение, а его реализация
гарантирована легкостью внешнего мира». И, наконец, высокий уровень
самореализации соотносится с внутренне сложным и внешне сложным
творческим жизненным миром. «Главная внутренняя необходимость субьекта
этого мира - воплощение индивидуального надситуативно замысла своей
жизни в целом. Эту задачу приходится решать на материале конкретных
ситуативных действий в условиях внешних трудностей и постоянных
внутренних разногласий, Которые возобновляються. По сути такое задание
является творческим, потому что никогда не имеет готового алгоритма
решения». Таким образом, высокий уровень самореализации
соответствует самоактуализации, по А. Маслоу, и саморазвитию, по А.
Ангьялу. Однако нельзя утверждать, что человек может совсем не
реализоваться. По мнению Э. Фромма каждый человек самореализуется, но в
разной мере. Каждой такой мере может быть поставлена в соответствие
степень саморазвития. Разработанные показатели саморазвития (по А.
Ангьялу) непосредственно (в определенных соответствиях) не противоречат
вышеуказанным классификациям. Такие показатели представлены тремя
измерениями: вертикальным - направленным на развитие глубинных
потребностей и более совершенных паттернов их удовлетворения,
горизонтальным - заключающийся в улучшении координации и увеличении
многогранности поведения человека, прогрессивным - направлением на
растущую эффективность и производительность. Гармоничный рост
показателей саморазвития в этих трех направлениях и, безусловно, высокая
их выраженность неотъемлемо присущие высокому уровню самореализации
личности, поскольку в значительной степени обусловливают процесс
самоосуществления, равно как и удовлетворяют критериям самореализации. Если
развивая данную концепцию в ракурсе самореализации использовать понятие
«коллективного субъекта», то в данном случае нужно рассматривать
понятие «коллективного субъекта жизнетворчества». Это не простой симбиоз
социальных и субъектных факторов. Это особая общественная атмосфера,
высокий уровень интеллектуально-нравственного потенциала социальной
общности, способствующий расцвету и самораскрытию талантов. Примерами
таких «очагов самореализации» могут служить, например, древние Афины
VI-V вв. до н. эры или итальянская Флоренция XV-XVI вв., давшие высокую
«пространственно-временную плотность» гениев. Общественно-психологическая
готовность к самореализации это, выражаясь метафорически -
«коллективная индивидуальность», ибо она создается интеграцией
индивидуальностей и не сводится к системе только социальных факторов
развития личности. Это интеллектуально-нравственный фонд, на уровне
человечества объединяется понятием «ноосфера». К подобного
мировоззрения единства Человека и Вселенной подошла восточная философия и
психология, в которой за мистическими религиозными оболочками
содержатся ценные идеи самореализации как преодоления индивидного
ограниченности и выход на трансцендентный уровень космической
(надличностной и сверхсоциальной) общности с миром. Под самореализацией
восточная философия понимала не столько саморазвитие, сколько
самогармонизацию, самоочистка, что является общим почти для всех
религиозных мировоззрений.
Василюк Ф. Е.
Жизненный мир и кризисы: типологический анализ кризисних ситуаций//
Психологический журнал.- 1995.-№3 ; Коростылева Л. А. Психология
самореализации личности: брачно-семейные отношения. - СПб.: Изд-во
С.-Петерб. ун-та, 2000. - 292 с.; Костюк Г. С. О роли наследственности,
среды и воспитания в психическом развитии ребенка // Советская
педагогика. - 1940. - № 6. - С. 15-30.; Маслоу А. Г. Психология бытия.-
М., 1997. - 304 с.;Angyal A., Foundations for science of personality.
N.Y., 1941.
Если Вам понравилась эта статья, нажмите, пожалуйста, "Мне нравится", прокомментируйте ее и обязательно поделитесь статьей со своими родными, близкими, друзьями и коллегами!
|