Психологический дуал-клуб G&B

Категории раздела

Мои статьи [33]

Наш опрос

Готовы ли вы изменить свою жизнь к лучшему ?
Всего ответов: 42

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

"Распятая» мечта или бабочка под микроскопом.

Если попытаться исследовать понятие мечта, обнаружив её в чисто научных терминах, т.е. пришпилить бабочку булавкой, положить под микроскоп и подвергнуть безжалостному исследованию механизм её хрупкой жизни, то можно найти её подобие в терминах «цель», «желание», «смысл». Хотя, психология наука мультипарадигмальная, т.е. к одному явлению существует множество подходов и концепций, в данном случае всё зависит от предпочтений самой личности: кому, что больше нравится. Психология, таким образом, многомерна, как многомерна и сама жизнь.

Рассмотрим «мечту» как цель человеческой жизни.

Цель жизни – определённый мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости – другие, в старости – третьи. Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации. Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами он включает нечто специфическое – чаяние людей каждой конкретной эпохи.

Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях:

Прошлое (ретроспекция)

Настоящее (актуализация)

Будущее (проспекция)

Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств. К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.

Аскетизм. Жизнь – отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.

Гедонизм. Жизнь – значит наслаждение.

Прагматизм. Цель жизни оправдывают любые средства ее достижения.

Утилитаризм. Жить – значит извлекать из всего пользу.

Эвдемонизм. Жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека.

Этика долга. Жизнь – самопожертвование, альтруизм во имя служению идеалу.

Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые ориентируют человека не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть. Другими словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.

Однако цель имеет большей частью глобальный смысл для конкретного человека, а может даже и для человечества в целом. Если же примитивизировать понятие мечта и притащить его за уши к какой-нибудь конкретной цели и её достижению, протестировать генирализированную выборку респондентов, да ещё и провести статистический анализ, методами математической статистики, то в итоге можно получить достоверно и математически обоснованный ответ на вопрос: почему мечты не сбываются?

Пример тому из области исследования саморегуляции деятельности в достижении определённой цели.

«Общие закономерности саморегуляции достижения цели соотносимы с понятием субъекта деятельности и сознания. А когда мы обращаемся к личности как субъекту деятельности и сознания, необходимо развивать представления об индивидуальных особенностях саморегуляции в их взаимосвязи с личностно-характерологическими особенностями человека и различными личностными структурами самосознания и бессознательного» (цит. по Морсановой В.И.). В данном контексте, под осознанной саморегуляцией деятельности понимается многоуровневый процесс по инициации, построению психической активности и управлению ею для достижения осознанно выдвинутых и субъектно-принятых целей деятельности [Моросанова, 1998]. Его реализацию осуществляет многоуровневая система регуляторных процессов, основные из которых:

  • планирование целей;
  • моделирование значимых условий их достижения;
  • программирование конкретных действий;
  • оценивание;
  • корректирование их результатов.

 Их взаимодействие в процессе самоорганизации деятельности описывается системно-функциональной моделью осознанной саморегуляции, разработанной и раскрытой в работах основателя лаборатории психологии саморегуляции Психологического института Российской академии образования О.А. Конопкина [Конопкин, 1980].

В данном подходе были выявлены индивидуальные различия как в общем уровне осознанной саморегуляции, так и в развитии регуляторных процессов, реализующих различные компоненты целостной системы саморегуляции. Показано, что развитие и индивидуальные особенности саморегуляции во многом определяют продуктивные аспекты деятельности человека, а также опосредствуют влияние личностных и характерологических переменных на его поведение. Дифференциальный подход к исследованию осознанной саморегуляции произвольной активности человека доказал свою применимость и в отношении таких сложных научных проблем, как проблема самосознания [Моросанова, Аронова, 2008] и проблема принятия решений [Моросанова, Индина, 2007].

Так что, постановка целей и их реализация сугубо индивидуальный процесс, который, безусловно, поддаётся корректировке на различных этапах её реализации. Изучив свои слабые места в отдельных звеньях достижения цели: планировании целей, моделирование значимых условий их достижения, программировании конкретных действий, оценивании, корректировке их результатов можно получить ответ на вопрос почему же не все и не у всех мечты сбываются, а ещё полезно при этом проанализировать биографии разных исторических личностей, которые достигли своей мечты, совершив невозможное по меркам их современников. Дерзайте! Удачи Вам и исполнения мечт и желаний!


Источники:

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.

Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. С. 158–172.

Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.

Мороcанова В.И., Аронова Е.А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. 2008. N 1, T. 2. C. 14–22.
Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010.

http://www.b17.ru/article/pribitaya_mechta_/

Если Вам понравилась эта статья, нажмите, пожалуйста, "Мне нравится", прокомментируйте ее и обязательно поделитесь статьей со своими родными, близкими, друзьями и коллегами!



Источник: http://upsihologtandem.at.ua
Категория: Мои статьи | Добавил: Mihail (16.02.2012) | Автор: Гуляева (Карлова) Анна
Просмотров: 984 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход на сайт

Поиск