Психологический дуал-клуб G&B

Категории раздела

Мои статьи [33]

Наш опрос

Готовы ли вы изменить свою жизнь к лучшему ?
Всего ответов: 42

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Концепция самореализации личности и ее психическое здоровье.

В последнее время с идеями самореализации и у нас в Стране, и на Западе, связано развитие разнообразных гуманистических направлений психотерапии.

Понятие «Психическое здоровье индивида» широко используется в гуманистическом направлении психологии, в рамках которого была предложена новая концепция «позитивного психического здоровья». В работах Д. Голдштайна, А. Маслоу, Д. Роджерса, В. Франкла и др. она базируется на истинно человеческом жизнеосуществлении и самоактуализации. Так, А. Маслоу, в своих последних работах «Психология бытия» и «Дальние пределы человеческой психики» отмечает, что патологические нарушения психического здоровья - неврозы и психозы, есть следствие ошибочного, неверного развития личности.

 Психически здоровые индивидуумы - это «люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации», которые имеют реальные жизненные достижения и которые развили свои «личные возможности». По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям - наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональности, альтруизм, креативность и самоактуализация. Близкие идеи развиваются в логотерапии (С. И. Григорьев и др.). Гуманистические теории самоактуализация личности создают новый подход к критериям психологического здоровья. С этих позиций психологическое здоровье обеспечивает возможность личного выбора и автономного развития, стремление человека самоактуализироваться. К механизмам самореализации, как составной психического здоровья, относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовности к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор.
Определение смысла понятия «самореализация» на современном уровне, а также сопутствующих ей и затруднений ее факторов дает в своих работах Коростылева Л.А. :

• Самореализация заключается: в само осуществлении себя как индивидуальности; в раскрытии своих способностей, своего потенциала; в реализации своих потенциальных возможностей; в претворении в жизнь идей, мечтаний, планов; в осуществлении желаний, интересов; в удовлетворении потребностей; в нахождении себе; в применении своих способностей.
• Самореализация сопровождается: чувством удовлетворения
результатом и процессом его достижения; удовольствием собой,
сделанным; принятием жизни; состоянием гармонии с
самим собой и окружающим миром; подъемом сил; интересом к
жизни.
• Самореализации способствуют: страстное желание и внутренняя потребность профессионального самоутверждения; осознание своих возможностей, постановка целей, адекватное планирование деятельности; аутентичность, стремление быть самим собой; уверенность в себе, вера в свои силы; удовлетворенность от своей работы и признание окружающих, способность понять свои чувства и осознать свои желания и идеалы; целеустремленность; поиск новых возможностей, стремление познания и удовлетворенность достигнутым; поиск скрытых резервов и наличие планов на будущее.

• Затруднение в самореализации возникают, если: человек не нашел себя; неясна цель (в частности из-за преобладания реакций приспособления); не хватает умения, плохо представляются пути своей самореализации; нет соответствия между потребностями и возможностями; имеющийся комплекс неполноценности; делается попытка выполнения не своих планов; человек не задумывается о своем личностные росте; реализуется, согласно родительскому жизненному сценарию, а не тем целям, которых в действительности хотел бы достичь; потеряна связь с жизнью; имеет место психологическая незрелость личности.

• Затруднение в самореализации сопровождаются: ощущением дискомфорта, ощущением тяжести жизни; усилением самокритики, чувством неудовлетворенности собой; чувством обиды, беспомощности, никчемности, ненужности; ощущением пустоты и скуки; бессилием, тревожностью, неспособностью принимать решения; агрессией, депрессией, чувством ущербности; ощущением движения не в том направлении, пониманием необходимости изменить представление о жизни, мире, себе; острой потребностью увидеть новые возможности в своей жизни.
• Преодолению трудностей в самореализации способствуют: принятие самого себя; поиск новых путей и желание достичь поставленных целей, способность собраться, сконцентрироваться; сосредоточенность силы и духа; Прислушивание к внутреннему голосу, который говорит о том, что нужно выбрать для достижения целей и удовлетворения потребностей; восприятие трудностей как временных, желание попробовать осуществить задуманное еще раз; умение расслабиться, прислушаться к своим ощущениям и продолжать работу; осознание того, что не нужно останавливаться на пол пути; постоянная работа над собой.

 Из вышеизложенного видно, что причины возникновения трудностей самореализации личности в значительной степени кроются в отношении человека к самому себе и к окружающему миру.

Результаты психологических исследований показали, что к психологическим затруднениям самореализаии следует отнести излишнюю пассивность, озабоченность проблемами, отсутствие тенденции перехода в конструктивное отношение к миру, которое проявляется в виде «зацикливания» на внутренних переживаниях, борьбе с самим собой. Людям с такими затруднениями свойственно устойчивое отрицательное отношение к изменениям в окружающем мире, к коллегам и однокурсникам. Человек самореализуется, т.е. реализует желания, стремления, намерения, систему ценностных ориентации, с помощью своих психических реалий. Претворение в жизнь собственных психологических особенностей, способностей и интенций, проявление самого себя осуществляется через жизненный мир личности и «техники» ее бытия. Для самореализации человек должен преодолевать психологические барьеры, решать затруднения, возникающие на его жизненном пути, в процессе жизни, а это значит, что он должен превращать ситуации, складывающиеся, создавать новые или изменять обстоятельства через личностную трансформацию целей, интенций, ожиданий и притязаний, чтобы прийти к лучшей перспективе, в большей степени раскрыть свой потенциал. Подобная концепция хода самореализации основывается, прежде всего, на учете индивидуального опыта, включающего кроме субъективного личного жизненного опыта - опосредованный опыт других людей, который по-своему понимается и трактуется.

Каждый человек реализуется на своём уровне, начиная от примитивно-исполнительского, для которого характерен внешне легкий и внутренне простой (инфантильный) жизненный мир, соответствующий переживаниям, эмоциям человека. Такая самореализация сводятся к витальным, гедонистическим, непродуктивным средствам, не направленным на самореализацию личности, которая, по сути, самореализацией не является. Далее идёт индивидуально-исполнительский уровень самореализации, которая соответствует внутренне простому и внешне сложному жизненному миру человека, где удовлетворяются несколько отсроченные потребности, преимущественно витального плана. Реалистичнисть переживаний состоит в том, что, «каковы бы ни были трудности внешнего мира, субъект неуклонно осуществляет деятельность, соответствующую его единственному мотиву, никаких альтернатив (прекратить деятельность, продолжить ее или заняться чем-нибудь другим) перед ним не встает». Следующий уровень - реализация ролей и норм в социуме: осуществляется на фоне внутреннего сложного и внешне легкого мира человека с помощью ценностных ориентиров. «Субъекту достаточно осуществить выбор, принять решение, а его реализация гарантирована легкостью внешнего мира». И, наконец, высокий уровень самореализации соотносится с внутренне сложным и внешне сложным творческим жизненным миром. «Главная внутренняя необходимость субьекта этого мира - воплощение индивидуального надситуативно замысла своей жизни в целом. Эту задачу приходится решать на материале конкретных ситуативных действий в условиях внешних трудностей и постоянных внутренних разногласий, Которые возобновляються. По сути такое задание является творческим, потому что никогда не имеет готового алгоритма решения».

Таким образом, высокий уровень самореализации соответствует самоактуализации, по А. Маслоу, и саморазвитию, по А. Ангьялу. Однако нельзя утверждать, что человек может совсем не реализоваться. По мнению Э. Фромма каждый человек самореализуется, но в разной мере. Каждой такой мере может быть поставлена ​​в соответствие степень саморазвития. Разработанные показатели саморазвития (по А. Ангьялу) непосредственно (в определенных соответствиях) не противоречат вышеуказанным классификациям. Такие показатели представлены тремя измерениями: вертикальным - направленным на развитие глубинных потребностей и более совершенных паттернов их удовлетворения, горизонтальным - заключающийся в улучшении координации и увеличении многогранности поведения человека, прогрессивным - направлением на растущую эффективность и производительность. Гармоничный рост показателей саморазвития в этих трех направлениях и, безусловно, высокая их выраженность неотъемлемо присущие высокому уровню самореализации личности, поскольку в значительной степени обусловливают процесс самоосуществления, равно как и удовлетворяют критериям самореализации.

Если развивая данную концепцию в ракурсе самореализации использовать понятие «коллективного субъекта», то в данном случае нужно рассматривать понятие «коллективного субъекта жизнетворчества». Это не простой симбиоз социальных и субъектных факторов. Это особая общественная атмосфера, высокий уровень интеллектуально-нравственного потенциала социальной общности, способствующий расцвету и самораскрытию талантов. Примерами таких «очагов самореализации» могут служить, например, древние Афины VI-V вв. до н. эры или итальянская Флоренция XV-XVI вв., давшие высокую «пространственно-временную плотность» гениев.

Общественно-психологическая готовность к самореализации это, выражаясь метафорически - «коллективная индивидуальность», ибо она создается интеграцией индивидуальностей и не сводится к системе только социальных факторов развития личности. Это интеллектуально-нравственный фонд, на уровне человечества объединяется понятием «ноосфера».

К подобного мировоззрения единства Человека и Вселенной подошла восточная философия и психология, в которой за мистическими религиозными оболочками содержатся ценные идеи самореализации как преодоления индивидного ограниченности и выход на трансцендентный уровень космической (надличностной и сверхсоциальной) общности с миром. Под самореализацией восточная философия понимала не столько саморазвитие, сколько самогармонизацию, самоочистка, что является общим почти для всех религиозных мировоззрений.


Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризисы: типологический анализ кризисних ситуаций// Психологический журнал.- 1995.-№3 ; Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 292 с.; Костюк Г. С. О роли наследственности, среды и воспитания в психическом развитии ребенка // Советская педагогика. - 1940. - № 6. - С. 15-30.; Маслоу А. Г. Психология бытия.- М., 1997. - 304 с.;Angyal A., Foundations for science of personality. N.Y., 1941.

Если Вам понравилась эта статья, нажмите, пожалуйста, "Мне нравится", прокомментируйте ее и обязательно поделитесь статьей со своими родными, близкими, друзьями и коллегами!

Категория: Мои статьи | Добавил: Anita (12.12.2011)
Просмотров: 2123 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход на сайт

Поиск